Crypto Currency Tracker logo Crypto Currency Tracker logo
Forklog 2023-07-07 15:00:00

Как философ Жиль Делез придумал аналоговый Web3

DAO Politics — серия подкастов от Forklog, в которой мы вместе с приглашенными экспертами разбираемся, как устроены децентрализованные автономные организации, говорим об их концептуальных и технологических основаниях. Четвертый выпуск посвящен Жилю Делезу — одному из самых радикальных теоретиков децентрализации. О том, изобрел ли соавтор «Тысячи плато» интернет и почему важно тренировать силу воображения, рассказывает философ Иван Белоногов. Видимая часть грибницы в Minecraft. Источник: Planet Minecraft 1. Есть организации — вертикальные и сетевые. Первые действуют в рамках внутренней иерархии, вторые созданы по сетевому принципу. Их принято друг другу противопоставлять. В иерархических организациях главное значение приобретает личный статус. Первый вопрос, который возникает у нового участника иерархической структуры при обращении к коллеге: «А какого вы ранга?». Если его статус ниже, чем у новичка, значит, с ним следует разговаривать как с подчиненным. Если выше — надо изображать тварь дрожащую. То есть в иерархиях люди общаются не напрямую, а через свои ранги. Этот вид организации не самым эффективный, но в некоторых ситуациях он незаменим. Например, когда происходит нечто критическое, чрезвычайное и требуется высокая скорость принятия решений. В сетевых организациях эффекты рангов проявляются значительно слабее. От иерархии они отличаются не тем, что ядро отсутствует вообще, а тем, что их может быть множество. Центром становится узел, который аккумулирует большее число связей. В сети больше свободы: всегда можно переключиться с одного центра на другой, например, более подходящий по задачам. Однако здесь свои ограничения: правила поведения, зачастую негласные. Если ты их не будешь соблюдать, с тобой не будут иметь дело. 2. А есть ризома. Этот популярный концепт предложил в 1976 году французский философ Жиль Делез. Ризому часто называют «грибницей» и считают, что это такая сеть. Но это не совсем верно. Сеть может пережить несколько разрывов: если человек удалит двух из пяти друзей, то у него все равно останутся еще три, через которых он будет связан с новостями и трендами. Но в случае полного разрыва отношений со всеми человек выпадет из сети. Ризома устроена иначе: в ней каждый узел динамичен, он растет сам из себя и способен включаться в разные конфигурации. Если потребуется — станет частью иерархии или врастет в многоядерную сеть. Такую организацию сравнивают с рынком. На рынке все узлы — одиночки, они изначально автономны и только на следующем шаге могут взаимодействовать или конкурировать друг с другом.  В иерархии важнее всего ранги и статусы. В сети котируются способности, но и статусы важны. В случае с ризомой акцент сдвигается на умения: чем ты полезен для других. Поэтому в ризоматическом сообществе человек постоянно меняется, адаптируется и переучивается, обретая тем самым свободу и независимость. В примере сетевой организации с пятью друзьями понятно, что человек будет всеми силами стараться не потерять связь с сетью, возможно, даже идя наперекор себе, отказывая себе в свободе. Ризоматически мыслящий человек автономен. Даже если его бросят все, он не потеряет контакт с реальностью, продолжит свое путешествие, найдет новые узлы связи. Web3 располагает к чему-то подобному. 3. Концепт ризомы отлично сочетается с кибернетикой третьего порядка. Чтобы разобраться в нынешнем интернете, поговорим о его истоках. Кибернетика первого порядка — это кибернетика одного субъекта, субъектно-объектная модель. Ее разработал Норберт Винер. Суть в том, что мы за чем-то наблюдаем и изучаем его свойства на основе отрицательных обратных связей. Этот принцип предполагает, что во внимание принимается только конечная цель, а все остальное отбрасывается. Наглядный пример: человек решил в конце месяца купить айфон, поэтому будет отказываться от любых других трат. Дополнительные траты не помогут ему в достижении цели, поэтому он их избегает. Кибернетика второго порядка — это субъект-субъектная модель. Во внимание берется не только факт того, что человек наблюдает за субъектом, но и что сам человек также является субъектом. Появляется положительная обратная связь, которая помогает решить проблему отсутствия конкретной цели. Представим, что человек решил научиться играть на музыкальном инструменте. Зашел в магазин, побренчал на гитаре — не то, постучал по барабанам — не зашло, взял бас и ощутил удовольствие, продолжил играть. Это пример положительной обратной связи — четкой цели пока нет, человек еще не выбрал, на чем играть, но один инструмент уже понравился. Процесс выбора цели на основе положительной обратной связи и рекурсии и есть кибернетика второго порядка. Кибернетика третьего порядка учитывает фактор хаотичной среды. Вернемся в музыкальный магазин и заметим, что кроме инструментов там есть много других объектов, которые могут звучать. Например, мусорное ведро или подоконник. То есть помимо уже готовых к взаимодействию субъектов и объектов в кибернетике третьего порядка есть еще среда, которая также воздействует на то, что в ней находится. Она выступает потенциальной материей для будущих личиночных субъектов. Кибернетика третьего порядка — это ризоматический интернет Web3, где люди взаимодействуют с программами, вещами и людьми. Кибернетика второго порядка — интернет Web 2.0, где люди взаимодействуют с людьми.  Птеродактили в Minecraft. Источник: Planet Minecraft 4. Об этом размышлял не только французский философ. Делез, действительно, заложил концептуальные основы интернета и даже Web3. Но для полноты картины нам надо дополнить его идеи русским космизмом. Философ Владимир Вернадский ввел понятие ноосферы — планетарной сферы ума, в которой взаимодействуют природа и общество. Раньше это была просто теория, а теперь у нас стоят вышки 5G, интернет передается по воздуху. Не пора ли думать о том, как заполненная интернетом атмосфера способна реагировать на действия людей? О том, что еще можно к ней подключить. Зубную щетку? Домашних питомцев? 5. Птеродактилей? Мы можем помыслить и предсказать количественные изменения. А вот качественные изменения мы предсказать не можем. Для этого нужно освободить воображение.  Будущее строится на инновациях, изобретениях. Допустим, завтра ученый оживит птеродактилей и полеты на них войдут в моду. Круг задач совершенно изменится: придется заботиться о том, чтобы интернет раздавался до линии полета с крылатыми динозаврами. Поэтому будущее зависит только от нас — в том смысле, что мы открываем его через наше воображение.

Read the Disclaimer : All content provided herein our website, hyperlinked sites, associated applications, forums, blogs, social media accounts and other platforms (“Site”) is for your general information only, procured from third party sources. We make no warranties of any kind in relation to our content, including but not limited to accuracy and updatedness. No part of the content that we provide constitutes financial advice, legal advice or any other form of advice meant for your specific reliance for any purpose. Any use or reliance on our content is solely at your own risk and discretion. You should conduct your own research, review, analyse and verify our content before relying on them. Trading is a highly risky activity that can lead to major losses, please therefore consult your financial advisor before making any decision. No content on our Site is meant to be a solicitation or offer.