NFT-билеты — популярный инструмент организации мероприятий, который привлекает пользователей Web3 разнообразным функционалом и возможностью получать бонусы от организаторов. Однако это лишь вершина айсберга. В чем на самом деле суть этой технологии и какие перспективы она открывает для бизнеса, читайте в статье Владимира Менаскопа.
Пояснения
Более 10 лет одним из главных направлений моей деятельности является поиск новых ниш, векторов, сегментов, отраслей, рынков и сфер. Что-то проходит мимо меня по идеологическим причинам — например, хайп вокруг TON или подъем мем-коинов в Solana. Что-то, наоборот, удается обнаружить раньше других.
В этой статье я поделюсь подобной находкой.
Нет более спорной, интересной и значимой темы в Web 3.0 и Web3, чем NFT. Мем-коины и быстрые блокчейны — почти прошедший хайп, DeFi — стабильный бизнес, GameFi — все еще нишевый сегмент. А вот NFT повсюду, особенно — NFT 2.0.
Одна из отраслей, на которую повлияли невзаимозаменяемые токены, — билеты, а точнее — сфера организации мероприятий разного уровня: от простых митапов до многотысячных конференций. Вот лишь несколько примеров:
ETHDenver;
TOKEN2049;
Blockchain Life.
NFT как билеты — начало большого процесса токенизации целой сферы. Поэтому предлагаю читателям ForkLog разобраться в некоторых крайне важных тенденциях.
Статистика
Для начала — несколько цифр и фактов:
по прогнозам, выручка рынка билетов в 2024 году достигнет $85,07 млрд;
как ожидается, годовой темп роста по этому показателю составит 2,54%, в результате чего объем рынка к 2028 году достигнет $94,06 млрд;
в 2025 году сегмент вырастет на 4%;
в 2024 году ARPU составит $115,90;
в 2028 году количество покупателей электронных билетов достигнет 769 млн;
проникновение пользователей в отрасли составит 9,5% в 2024 году.
Данные: Spherical Insights.
В среднесрочной перспективе NFT-билеты могут занять лишь от 1% до 5%, но и этого достаточно. С другой стороны, чтобы не стать одним из тех, кто сразу же захочет пойти и запустить очередной тикет-сервис, рассмотрим собранные мной данные.
Данные: Menaskop.
Это приблизительная оценка. Установить точные данные сложно, поскольку:
Многие стартапы закрываются, так и не выпустив конечного продукта.
Часть проектов может стагнировать один-три года, но потом начать резкий набор базы — например, после IDO или раздачи аирдропов.
Компании часто меняют профиль. Здесь можно вспомнить Cardinal, Collab, Debank и других.
Данные: Menaskop.
В первом случае показатели получены так: берем P1 (период первый — с 2020 по 2021 год включительно) и высчитываем процент тех, что работают на конец года, закрылись или стагнируют, и определяем их соотношение.
Затем проделываем аналогичное с P2 (2021-2022), P3 (2022-2023) и P4 (2023-2024). При этом данные за 2024 год можно получить только калькуляцией цифр за первое полугодие и экстраполяцией их на второе, что также вносит коррективы.
Во втором же случае мы считаем период уже полностью: с 2020 по 2024 год (с учетом экстраполяции). Здесь важно показать главную тенденцию: проекты закрываются и довольно часто, особенно в среднесрочном периоде.
Подробнее вопрос рассмотрен в таблице. Из нее убраны многие «умершие» проекты и добавлены компании общего направления, но зато она позволяет изучить смежные рынки.
Группы игроков
На рынке существуют игроки классического типа, которые подключили NFT-билеты в порядке эксперимента. Но есть и те, кто создал бизнес с нуля и сразу на базе невзаимозаменяемых токенов. При этом в последнем случае некоторые сосредоточились как на собственно NFT-билетах, так и на доступах, сертификатах и тому подобном (Collab, Unlock, MyShCh).
Этот бизнес низкомаржинальный. Многие проекты, включая довольно крупные, уже закрылись по этой причине. Яркий представитель вымершего вида — Cardinal.so, построенный на Solana (хотя основные направления его живы-здоровы, NFT-билеты ликвидированы как вектор). Также стоит отметить: wicketevents.com, ticketmint.app, relictickets.com, dehidden.com и другие.
Из-за низкой маржинальности и условно-простой разработки конкуренция на рынке огромная, но выраженных лидеров фактически нет.
У направления NFT-билетов также существуют смежные сегменты:
Календари криптособытий.
Сервисы NFT-доступов, которые можно приспособить к ивентам.
Приложения по определению репутации (Gitcoin, Nomics).
Другие.
Всего за последние три года мне удалось проанализировать более 150 проектов, из которых сегодня наиболее интересны следующие:
DeFy Tickets;
MEGO Tickets;
Getpass;
Gated Pass;
GET Control;
GUTS Tickets;
Moongate;
MyShCh;
NiftyKit;
NFT Tickets;
Oveit Pricing;
Seatlab;
Welook;
YellowHeart.
При исследовании всегда есть два пути: пойти от общего к частному или от частного к общему. В этот раз я выбрал первый подход, поскольку описывать каждый сервис можно долго, но это не раскроет базовых тенденций.
Тенденция первая. Просто, но не проще
Пожалуй, самый понятный вектор, поскольку за пресловутый mass adoption не борется разве что самый ленивый. И в то же время массовый ивент-менеджмент — самый трудный сегмент для реализации.
С одной стороны, за десятки лет устоялись паттерны проведения мероприятий. С другой — есть определенные ограничения смарт-контрактов и иного технологического стека, используемого сервисами, который непривычен потребителю.
Наконец, есть и третья сторона проблемы: в сегменте не существует шаблонных интерфейсов, а их разработка может занять месяцы и даже годы.
В итоге проектам приходится многое переизобретать: начиная с email-авторизации, но в формате Web 2.5, и заканчивая соблюдением авторских прав при минте NFT-билетов.
В данном случае интересно выделить следующие направления:
Билеты сегодня можно чеканить с помощью ленивого минтинга и его подвидов, что значительно упрощает процесс создания криптоивента.
NFT-пропуска все чаще пытаются скрестить с ИИ-генераторами, как для текстовой части, так и для изображений, что ускоряет рабочий процесс.
Сервисы много внимания уделяют платежам: подключают агрегаторы, создают собственные шлюзы и даже кастодиальные кошельки. Словом, делают все, чтобы увеличить конверсию покупок.
И да, NFT превращаются в программируемые ассеты и становятся NFT 2.0, поэтому механики расширяются почти бесконечно.
Но упрощение интерфейса и «запихивание» бэкенда подальше от пользователя — лишь первая тенденция.
Тенденция вторая. Proof-of-Event (PoE)
NFT-билеты могут стать хорошей копилкой — так образуется Proof-of-Event. В этом плане Galxe, Layer3 и другие онлайн-платформы квестов сливаются в едином потоке с проектами, которые нацелены на создание криптоивентов и их продвижение.
Почему? Потому что те же аирдропы от Wormhole, LayerZero, zkSync и многих других доказали, что транзакционная репутация (ТР) — благо, но количественная оценка (рейтинги) на основе активностей — скорее зло.
Нам прежде всего нужно знать, что делает человек и что он не робот, а не то, как его зовут и где он живет, — поэтому Proof-of-Humanity (PoH) подходит, но не решает всех задач.
И вот здесь, пожалуй, самый важный, но не самый очевидный вывод.
Сервисы, которые сосредоточены на доступах (Accesses), доказательстве «человечности», продаже билетов, ончейн-сертификации, проведении квестов и построении гильдий, в итоге сливаются в единый континуум, и Proof-of-Event становится не единственным, но базовым способом отделить зерна от плевел.
Все эти технологии вместе позволяют реализовать следующий алгоритм:
Сначала устанавливаем, активен тот или иной кошелек/аккаунт в приложении, сервисе, протоколе, сети.
Затем смотрим, можем ли мы идентифицировать его с помощью PoH, PoE и других механик.
Таким образом мы подбираемся к децентрализованной триаде — 3P: Proof-of-Humanity, Proof-of-Event, Proof-of-DeFi. Но и это далеко не все.
Тенденция третья. Мультичейн — наша обязанность
В 2024 году сингл-чейны переживают не лучшие времена: даже биткоин умудрился выстроить L2-решения, а с ними и расширить различные мосты в EVM. Зато Cardano, Algorand и другие, напротив, замерли в эволюции.
Конечно, пусть цветут все цветы и развиваются все чейны, но на примере NFT-билетов видно, что нельзя просто подключить только Ethereum или только Arbitrum — нужно нечто большее.
Скажем, Blast изначально поставил на развитие приложений, которые полностью вписываются в экосистему этого L2. Но уже через пару месяцев помимо нативного моста появилось множество других, а с ними подключилось немало приложений с мультичейн-историей: от Uniswap и Wassabi до Element и прочих.
Поэтому кроссчейн-билеты — не еще одно ответвление LayerZero, а данность, полученная путем постоянного улучшения сервисов и конкретных dapps. И это возможно только в том случае, если мы поймем, что падение трафика LayerZero на 97% — следствие централизации ликвидности, а вместе с ней и отсутствия четких правил унификации 3P.
Борьба с сибилами, которую заявляют теперь фактически все, — прямолинейное и не всегда верное решение (это доказал опыт того же zkSync). А вот 3P-подход куда более интересный и не нарушает базовые принципы Web 3.0 и Web3: децентрализации, анонимности, открытости.
Тенденция четвертая. Билеты — это не билеты
NFT и NFT 2.0 — это как верхушка айсберга и сам айсберг. И вот почему:
NFT 2.0 имеют куда больше стандартов, чем NFT. И речь не только об ERC-404;
В NFT 2.0 можно смело включать и SFT, поскольку они также являются подклассом программируемых ассетов;
NFT 2.0 могут быть представлены в самых разных видах: обернутых (wNFT), динамических (dNFT), коллективных (cNFT), запрограммированных (xNFT) и прочих. А также способны соединять эти подвиды в самых причудливых формах и форматах;
NFT 2.0 в итоге позволяют создавать не просто билеты, но и подарки, сертификаты, одноразовые пропуски и многое другое.
Когда мы говорим про NFT-билеты, мы в действительности имеем в виду все разнообразие подкласса программируемых ассетов, а значит множество еще не реализованных механик.
Уже сегодня можно создать NFT, который после указанного периода (срока) и определенного действия со стороны пользователя сможет стать wNFT, а затем и SBT, подтверждающим, что вы посетили событие, совершили определенное действие и получили токены. Но никто не узнает, кто вы. Для всех вы будете аккаунтом живого человека в сети одного или нескольких блокчейнов.
И все это без посредников: только децентрализация и вы! Возможно, пока радость кажется избыточной, но подобный итог достоин внимания и очень много говорит о ближайшем будущем таких рынков, как DeFi, GameFi, DeSoc и ряда других.
Выводы
Любая статья должна содержать выводы. И в этот раз я долго думал, что же именно здесь важного — подумаешь, NFT-билеты. Но выяснилось, что все куда интересней, чем казалось на первый взгляд: квест-сервисы (Galxe, Layer3), гильдии (Guild.xyz), PoH-сервисы (Civic, Nomics, Gitcoin) и NFT-билеты объединяются в единую тенденцию транзакционной репутации.
Для меня это значимо вдвойне: во-первых, то, о чем говорилось и думалось семь-восемь лет назад, стало реальностью; во-вторых, мы переживаем становление Proof-of-Event и не только в области ивентов, но и раздачи аирдропов, DeFi, GameFi и в массе иных отраслей, сегментов и ниш.
Второй важный вывод еще более глобальный: мем-коины и токены, DeFi-форки Uniswap в разных сетях, повторимые оракулы и схожие направления — все это становление бизнес-моделей в Web3.
Если эпоха ICO или раннего майнинга про высокий риск и стартапы, то сегодня добыча криптовалют — именно бизнес-модель. Равно как и все комьюнити вокруг мем-коинов — но не тех, что про накачку и вывод средств, а тех, которые развивают экосистемы: Notcoin, Shiba, Doge.Звучит странно и даже абсурдно, но цифры и факты не обманешь — это именно так. Мы, сами того не заметив, очутились в прекрасном мире будущего, где каждый из нас имеет свой полуавтономный (а в будущем и полностью автономный) аватар, способный приносить неплохие доходы в буквальном смысле этого слова: будь то роль в Discord, начисление DYM, ALT, EIGEN стейкерам валют или же сплетение ДСС в бесконечные мириады протоколов, dapps и прямых P2P-чатов.