Российские власти планируют ввести штрафы за оплату товаров и услуг криптовалютой с 2026 года. Законопроект рассмотрят в Госдуме уже осенью, заявил глава комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков в комментарии «Известиям».
По его словам, штрафы для физических лиц составят от 100 000 до 200 000 рублей, для юридических — от 700 000 до 1 млн рублей. Использованную для платежей криптовалюту будут конфисковывать.
Главная цель инициативы — борьба с теневыми расчетами. Как отметила советница практики корпоративного права и M&A BGP Litigation Ирина Куянцева, с 2021 года часть таких расчетов ушла в серую зону: некоторые обходят с помощью цифровых активов санкции при трансграничных расчетах.
«Именно на эту скрытую практику и направлен новый законопроект о штрафах. Государство намерено закрыть лазейку, когда запрет есть, а прямой ответственности за его нарушение нет, сделав такие операции экономически рискованными, — заявила она.
ForkLog опросил экспертов и выяснил, кому грозят штрафы и почему они не решат проблему теневых платежей.
Кто на самом деле рискует получить штраф
Основатель GMT Legal Андрей Тугарин пояснил, что запрет на оплату криптовалютой действует с 2021 года по 259-ФЗ. Ограничение касается цифровых валют вроде биткоина, но не стейблкоинов.
«Суть запрета — нельзя принимать в качестве оплаты цифровую валюту за передачу товаров, оказание работ или услуг», — отметил он.
В первую очередь новые меры затронут предпринимателей — юридические лица и ИП. По словам Тугарина, для них получение оплаты в криптовалюте за товары или услуги будет однозначно трактоваться как нарушение. Обычные пользователи окажутся в более неоднозначной ситуации.
«Если у физлица не будет внятного и понятного ответа на вопрос, откуда появилась криптовалюта, в результате обмена которой у него на расчетном счете появились рубли, то такие лица потенциально могут попадать под штраф», — подчеркнул эксперт.
Он добавил, что если пользователь обменял биткоин на рубли через P2P-платформу и получил деньги на банковский счет, банк, а впоследствии и государственные органы могут запросить подтверждение источника происхождения средств. Без доказательств легальности транзакции, например, что криптовалюта получена в результате инвестиции, а не продажи услуг, возможен штраф.
Получение зарплаты в криптовалюте тоже связано с рисками. По словам Тугарина, оплата труда в России возможна только в рублях.
«Если речь идет о приеме заработной платы в биткоине, например, то на такие лица штраф прямо будет распространяться», — уточнил он.
Для стейблкоинов вроде USDT при работе с иностранным работодателем возможны юридические обходные пути. Однако судебная практика в РФ «очень различная и местами противоричивая», заметил юрист.
Основатель BitOK Дмитрий Мачихин в комментарии ForkLog уточнил, что волноваться стоит тем, «кто не может данный процесс превратить в легальную систему». Например, без легализации доходов в «стабильной монете» через декларацию или договоры с иностранным работодателем физлицо может столкнуться с проверками и штрафами.
Запреты не решат проблему теневых платежей
Эксперты сходятся во мнении, что штрафы неэффективны на практике. Государство физически не может отследить все P2P-переводы или наличные расчеты, подчеркнул адвокат и основатель Cartesius Игнат Лихунов.
«Это не укрепляет авторитет власти, а наоборот — демонстрирует ее бессилие перед реальностью», — отметил он.
Специалист добавил, что конвертация цифровых активов в рубли через P2P-платформы или обменники сводит запрет к нулю. Пользователь может обменять биткоин на рубли через Telegram-бот или нерегулируемую платформу и использовать их для расчетов, не привлекая при этом внимания.
Тугарин согласился, что контролировать криптотранзакции будет сложно. По его словам, государство будет отслеживать такие операции через банки — в стране отсутствуют легальные и подотчетные криптообменники. Этот метод позволит выявлять рубли, полученные от обмена цифровых активов, но не сами криптовалютные переводы.
«Примеров запросов банков в отношении лиц, связанных с куплей-продажей криптовалюты, на сегодня вагон и маленькая тележка», — отметил он.
Мачихин добавил, что контроль затруднен из-за отсутствия четкого распределения полномочий между госорганами:
«Отвечать будет как всегда никто, пока не будет однозначно разрешен вопрос полномочий по крипте между Росфинмноном, ЦБ и ФНС».
Он упомянул сервис «Прозрачный блокчейн», на разработку которого с 2016 года потратили более 2 млрд рублей. Однако пока он не функционирует, что снижает эффективность мониторинга, добавил Мачихин.
https://forklog.com/news/v-rf-nazvali-datu-podklyucheniya-bankov-k-servisu-dlya-analiza-kriptotranzaktsij
Напомним, 18 июля в «Сбере» предложили передать хранение биткоинов под контроль банков.